Опубликовано 15.05.2018 09:57
0

Всего голосов: 0

1526365226_14.jpgФото: Fotokon / shutterstock.com

«Украина остается чрезвычайно уязвимой к внешним шокам, в частности, из-за существенной долговой нагрузки на государственный сектор в среднесрочной перспективе», - отмечает НБУ в своей презентации об основных тенденциях в отечественной экономике.

Регулятор напоминает, что возвращение взятых ранее кредитов спровоцировало сокращение золотовалютных резервов (ЗВР) страны в I квартале 2018 года. И это только начало. Если после мартовской выплаты $1,4 млрд. даже у министра финансов Александра Данилюка возникли сомнения в платежеспособности украинского государства. «За следующие четыре года мы должны погасить $27 млрд. Это колоссальные средства», - заявил в начале мая премьер-министр Владимир Гройсман и подчеркнул, что без новых кредитов МВФ правительство просто не сможет «самостоятельно управлять таким долгом».

«Неподъемная цифра»?

Возвращать придется действительно много. По состоянию на 31 марта общий объем государственного и гарантированного государством долга составил $77,37 млрд. (72% ВВП). Кстати, здесь не учтена стоимость украинских еврооблигаций, держателем которых является РФ ($3 млрд.), неосуществленный купонный платеж по ним ($75 млн.), которые Высокий суд Лондона обязал Украину выплатить в марте прошлого года, и пеня на эти суммы ($673 тыс. ежедневно). Сейчас дело находится в Апелляционном суде Англии, хотя у Киева и без этих $3 млрд. есть о чем крепко задуматься.

«У нас очень большие внешние долги. Только в этом году для их обслуживания нам необходимо выплатить 130 млрд. гривен (около $5 млрд.). Это неподъемная цифра», - заявил В. Гройсман 15 апреля.

Следующий после марта критичный месяц по выплатам – сентябрь, когда придется почти одновременно погасить очередной крупный купон по евробондам и отдать деньги МВФ. В целом же на выполнение своих валютных обязательств перед кредиторами правительству нужно найти $7,1 млрд. $2,6 млрд. из них пойдет на погашение валютных ОВГЗ, которые Минфин размещал на внутреннем рынке, еще $1,1 млрд. – на погашение процентов по еврооблигациям, и $0,7 млн. – на раздачу долгов Всемирному банку, ЕС и другим кредиторам. Вдобавок пришло время отдать МВФ деньги, полученные на покрытие дефицита бюджета ($1,5 млрд.) и пополнение ЗВР ($1,1 млрд.), взятые в 2014-м. Кроме того, в нынешнем году Киев начинает погашать тело кредита по еврооблигациям ($100 млн.).

Все это серьезно давит на госфинансы. Обслуживание долгов в этом году «съест» треть государственного бюджета (305 млрд. грн.). «Эта сумма приблизительно в 4 раза превышает расходы на оборону», – отмечает бывший советник правительства по экономической политике Виктор Скаршевский, но, учитывая оставшиеся на счетах НБУ ЗВР ($18,2 млрд. на 1 апреля), расплатится по счетам, вопреки панике премьера, вполне реально. Настоящие проблемы возникнут в 2019-2020 гг., когда только по международным обязательствам придется выплатить $5,81 млрд. и $6,75 млрд. соответственно. Дальше ситуация становится непредсказуемой. «Если мы переживем 2019-2020 годы. С 2021 года мы должны будем отдавать прирост нашего ВВП внешним кредиторам. Там эти суммы уже непрогнозируемые. За один год данные суммы могут составить несколько миллиардов долларов», - говорит В. Скаршевский.

Справится с долговой нагрузкой, которая сдерживает развитие страны, правительство тогда, когда будет расти экономика, будут увеличиваться инвестиции, а бюджеты всех уровней наполняться, считает В. Гройсман. А пока премьер предложил набрать новые долги, перекладывая проблему на будущие периоды. Прежде всего, Киев интересует благосклонность МВФ, без которой выходить на внешние рынки заимствований «будет стоить дорого, если это вообще возможно», подчеркнул в середине апреля замминистра финансов Сергей Марченко.

Бескомпромиссные «доноры»

Правда, давать деньги под обещания главный «международный донор» отказывается и ждет выполнения двух ключевых условий. «Самое главное – создание антикоррупционного суда, а также цены на газ», - сказал премьер, добавив, что по обоим вопросам с МВФ (Фонд) ведется диалог. На практике этот диалог сводится к тому, что Киев сначала соглашается с требованиями Фонда, после чего пытается их профанировать на стадии реализации. К примеру, одобренный парламентом в первом чтении президентский законопроект об антикоррупционном суде игнорирует ключевое условие Фонда – предоставление Общественному комитету международных экспертов решающего голоса при выборе судей.

Возражения «доноров» о несоответствии текста закона обещаниям Киева и рекомендациям Венецианской комиссии президент Украины Петр Порошенко парирует аргументом, что формировать украинские суды из-за рубежа противоречит Конституции Украины. Если стороны не сдвинуться со своих позиций, транша в ближайшее время не будет.

Рост цены на газ для населения Киев также отложил. МВФ требует поднять ее до уровня импортного паритета, выровняв со стоимостью для промышленности, чтобы исключить коррупцию. Киев предлагал различные компромиссные варианты повышения, но «доноры» с ними не согласны. По требованию Фонда люди должны платить не 6,96 грн. за кубометр газа, как сегодня, а 9,14-10,04 грн., что автоматически потянет за собой и другие услуги ЖКХ. Повышать тарифы, конечно, можно, проблема только в том, что на конец марта задолженность населения за газ составляла 17,6 млрд. грн., за централизованное отопление и снабжение горячей водой – 15,5 млрд. грн. И «любое повышение цен – это, с одной стороны, рост неплатежей. С другой стороны, по существующей системе - рост количества субсидируемых потребителей», отмечает заместитель гендиректора Института национальной энергетики РФ Александр Фролов.

Повышать тарифы правительство все-таки будет, правда, сделать это, «учитывая социальный фактор, который может повлиять на ухудшение качества жизни граждан», как того хочет В. Гройсман и не вызывая напряжения в обществе накануне выборов, вряд ли получится. Напротив, с 1 мая вступили в силу новые правила получения субсидий, которые, по мнению директора департамента государственной социальной помощи Минсоцполитики Виталия Музыченко, сократят количество льготников на 15-20%. Если следующим шагом правительство усилит борьбу с неплатежами, выполнение требований МВФ накалит социальную обстановку внутри Украины до предела.

Но «международных доноров» ссылки на Конституцию Украины и социальное положение местного населения не впечатляют. В апреле первый заместитель госсекретаря США Джон Салливан призвал Украину удвоить свои усилия по проведению реформ и выполнению программ МВФ. А именно создать «действительно независимый» антикоррупционный суд и повысить цены на газ для населения до импортного паритета. Спустя два дня в совместном коммюнике американцу вторили главы МИД G7.

Погасить и забыть

Вариант отказа от кредитной накачки Киев не рассматривает вовсе. «Мы верим и сделаем все, чтобы продолжить сотрудничество [с МВФ] и успешно реализовать необходимые реформы», - подчеркнул глава НБУ Яков Смолий. Аналогичные настроения царят и в правительстве. По мнению главы Минфина, сотрудничество с МВФ «является важным для инвесторов и является предпосылкой получения дополнительного финансирования от Всемирного банка и макрофинансовой помощи от Евросоюза», а потому Киев и дальше собирается кроить экономику Украины по лекалам Фонда.

Хотя, кроме паники по поводу выплаты набранных ранее кредитов, внятных аргументов продолжать «сотрудничество» не существует. Прогнозы по инфляции, росту ВВП, инвестициям и объему ЗВР, данные МВФ в 2014 году (начало программы кредитования stand by), оказались далеки от реальных показателей, а рекомендации специалистов Фонда имели резко негативное влияние на развитие украинской экономики. «Ни одна рекомендация не сработала! Ни одна, абсолютно», - считает глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко. «Во-первых, они безграмотные. Во-вторых, они не учитывают экономику Украины. Ну и, в-третьих, такое складывается мнение, что люди, которые их давали, так плохо разбираются в экономике, что даже стыдно», - подчеркивает эксперт. И рекомендует Киеву поскорее отдать МВФ оставшиеся $11 млрд. долга и заняться развитием страны.

«Украине нужно рассчитаться с МВФ по долгам и прекратить сотрудничество», - говорит В. Скаршевский и напоминает, что подавляющее большинство стран-членов Фонда не берут у него кредиты и не выполняют рекомендации его специалистов. Несмотря на критическое положение отдать накопившиеся «донорам» долги и забыть про них как про страшный сон все еще реально. «Если не будет сотрудничества с МВФ, то к 2025 году мы рассчитаемся с Фондом и не будем ему ничего должны», - подсчитывает эксперт и рекомендует не бояться ставить собственные условия погашения накопившихся кредитов.

Фактически после отказа выплачивать $3 млрд. по евробондам Украина и так находится в состоянии дефолта.

На днях представители МВФ, НБУ отправились в Вашингтон, чтобы провести соответствующие переговоры. Министр Кабинета министров Украины Александр Саенко в интервью изданию "Обозреватель" заявил, что есть «достаточно шансов найти общий с МВФ подход для установления критериев формирования цены на газ». В то же время, заявил министр, если не удастся договориться с МВФ, «Министерство финансов рассчитывает и другие варианты». При этом возможность дефолта Киев не рассматривает.

Николай Коринь

Комментарии

Новый комментарий

Для редактирования комментария осталось 10 минут